Сборка шоу-модели APACHE 56 Aeromarine со сдвоенным мотором IN-LINE Zenoah BONZI Sports

Подробное описание

сборка: Сергей Морозов
аэрография: DIFFUSION ARTS
заказчик: Кирилл


Наверное, следует начать с того, что даже самые смелые мечты сбываются.
И хочу предупредить, что если наш уважаемый читатель не любит эмоциональные сцены и описания, то ему лучше ограничиться просмотром иллюстраций этого обзора.
Как то раз, буквально в сто десятый, я перелистывал каталог Aeromarine Laminates . На его обложке и на странице реально большими моделями красовались три - APACHE, 50, 56 и 68 дюймов в классической раскраске. По американским меркам, скорее всего это классика. Что гоночное имя этой модели, что её размеры, не могли не заставить немного помечтать подержать такую огромную дуру в руках и погонять её. Совсем грустно становилось при мысли, что в Россию не летают коробки таких размеров, а если летают, что их цена не много меньше того самолёта, на котором повезли бы коробку. Ну что делать, прячем мечту с другими «несбыточными» мечтами.
Одним вечером раздаётся звонок, и я понимаю, что на том конце человек решил пуститься во все тяжкие, лишь бы Аэромариновский Апач 56 был его. Получить для развлечения модель размером 1,4 метра с высоким бортом и хорошей устойчивостью - мало. Она должна быть со сдвоенным мотором, по тому, что размеры и вес этой модели, а так же её лёгкий ход позволяют ставить и два и четыре мотора, сдвоенных, одиночных, с одним или двумя приводами. Конечно, еще более заманчивым было бы поставить на модель два Z-привода.

Итак, берёмся за APACHE 56...

Корпус

Вариант заказать родной американский полиэфирный корпус с разрезом был отклонён. Хотя Aeromarine Laminates были готовы нашинковать любой на выбор корпус до двух метров и засунуть его в почтовый конверт. Корпус был заказан у Европейского официального представителя Aeromarine, в Англии, на фирме Jotica. Из полиэфирного и эпоксидного вариантов был выбран эпо ксидный, и из карбон-кевларовой ткани. Вместо обещанных двух недель корпус делали и отверждали в матрицах целый месяц и срок был сорван ровно на 1,5 месяца.

Аэрография и тема «MATRIX»

Пришло время красить модель. Ну не век же ей карбон-кевларовым корпусом было красоваться. Надо чем-то и как-то красить, что бы не пожалеть. В итоге мой заказчик поставил задачу сделать нечто нереальное, чумовое. Он знал кому давать задание! Несколько весьма занятных идей уже витали в воздухе. То, что очень помогло - мы оба были готовы услышать серьёзную цифру. И при этом нужно было сделать так, что бы "цифра" в итоге не растворилась в долгой истории! Мы взяли за основу тему фильма МАТРИЦА (MATRIX). Разыграли три основные сюжета.

Первая сцена - основная.
Большой робот-охотник Sentinel нападает на корабль Нео, атакует его и режет плазмой. Гибель неизбежна. Нео даст отпор! Вторая сцена – агент Смит. Он безумно силен и коварен, Матрица имеет тебя. Ты влип в Матрицу. Ты – безвольная игрушка.

MATRIX HAS YOU

Третья сцена, основная – Нео получил контроль над Матрицей. Он остановил время. Он вышел из Матрицы. Ты можешь поиметь матрицу!

YOU CAN HAVE MATRIX

Реализовать наш грандиозный проект по декоративной отделке модели был под силу только профессиональной команде. Заказ отрисовки проекта был сделан в Московской лаборатории «ДИФФУЗИОН АРТ» www.auto-dekor.ru. После составления договора на исполнение услуг эскизного проекта и отрисовки аэрографии мы получили пакет проектов. Профессиональный дизайнер составил несколько эскизов и мы в диалоговом режиме редактировали сцены и положение персонажей. Наиболее важно было правильно поставить задачу, ЧТО В ИТОГЕ на изображении мы хотим получить. После окончательного согласования эскизов модель была декорирована, но без лака. Приняв работу до лакировки и исправив все расхождения, модель была покрыта высокопрочным лаком. Вся аэрография и работа в целом была сделана безупречно!



Если Вы хотите получить профессиональный результат – доверяйте работу профессионалам с рекомендациями и портфолио. Уверяю, что DIFFUSION ART – это прекрасное качество и реализация любой фантазии.

Мотор

Предложение по двухцилиндровым рядным моторам в США не столь велико. Мало кто их ведущих специалистов мог предложить надёжный мотор. Выбор колебался между QUICK DRAW и Bonzi Sports. Последний предлагает реально широкую линейку стандартных и модифицированных двушек, поставляемых с набором аксессуаров. Цвет декоративных частей и гальваники можно выбрать при заказе, после предоплаты.

У нас с заказчиком не было на тот момент какой-либо чёткой цветовой схемы модели, но, почему- то желания иметь именно ярко-красный мотор, сошлись. Хорошо заметить, что ограничений для фантазии нет и выбрать можно любой цвет и размер, нужно лишь бы только более-менее в общем представлять себе, что будешь делать с «этой штукой», когда она окажется у тебя в рука х. Возможность подержать спарку из соединенных модифицированных Zenoahов в руках была нулевой, даже мифической и приходилось пускать слюни на картинку с сайта Bonzi Sports.

Коробка с мотором и частями от BONZI SPORTS пришла в Россию!

Многие волнения отпали сами собой. Во-первых, что мотор прилетел в Россию и таможенная задержка показалась пустяком. Главное, что почти две тысячи долларов в железе были в России и «не потерялись» по дороге. К моменту поступления мотора выхлопная часть была уже запланирована. Из большого выбора различных выхлопов было решено взять проверенную систему с B.H.Hanson, в основном по причине того, что у него большой выбор патрубков всех длин и углов изгибов. Заказывать уникальные выхлопы оказалось невозможным. Так же и Bonzi Sports весьма ограничен в выпускных системах, предлагает в основном свои простые трубы. Короче беда с выхлопом для спарок - что хочешь то и делай. Горевать долго нельзя, нужно собирать лодку.

Привод

Реализовать привод на два винта было бы проще, установив два раздельных мотора. Но тут случай неординарный. Спарка имеет стандартное сцепление и один выход вала с цангой. Было принято решение ставить раздаточную коробку от MHZ. На момент заказа не оказалось коробок с противовращением. Срок ожидания был назван 6 месяцев и нам оставалось взять повышающий Gerbox JET BOX с коэффициентом 1,25. Малый размер и вес на первый взгляд оказался обманчив. Это весьма увесистое усройство с литым алюминиевым картером. Валы имеют четкие поверхности, немного подкалены и отшлифованы. Суммарный люфт шестерен оказался на столько незначительным, что стало приятно понимать, что вещь отчасти стоит своих денег, хотя цена безбожна (~ 300 долларов). Процесс уточнения места установки устройства геарбокса занял действительно большой период. Не менее двадцати примерок пришлось сделать, что бы угадать его положение. Тот факт, что привод входного вала будет гибким, стало ясно сразу. Подвешенный на резиновых амортизаторах длинный мотор гуляет свои законные 2-3 мм в любую сторону, тем более подвешивать раздатку на амортизаторах стало реально негде – она широкая и должна стоять очень низко в днищу. Было принято решение крепить её на рельсах. Крепежные отверстия М4, близко расположенные друг к другу. Явно просилась мини-рамка или ложемент. Довольно большая поганка поджидала с асимметричным положением выходного вала мотора. Все моторы Zenoah имеют смещение вала вправо относительно условной оси крепления к корпусу модели.

Я решил сделать свободную для монтажа раздатки выборку в рельсах с последующим надёжным фиксированием «по месту». Сперва эта идея мне не очень нравилась, я морально насиловал себя этим решением (смехотворно тонкая стенка рельсов), но потом я разрешился и усилил этот узел так, что вряд ли что-то может вырвать сборку кроме монтировки. Для финального усиления я использовал английскую фанеру 3 мм и тонкий стеклотекстолит. Любой, кто эксплуатирует валы знает, что им нужна смазка и более-менее регулярный сервис. Валы могут проржаветь, лопнуть. Я был вынужден делать съемные валы с цанговым креплением. Мне было приятно неломать долго голову «что бы поставить» – немного доработанные цанги от Aeromarine с резьбовым фиксатором – это стало «самое оно» для нашего случая. Причем сменные вставки для валов с квадратом и круглым 1 / 4 – продаются как запасные части и стоят не дорого. Эти узлы были решены, они стали простыми, надёжными и при этом легкоразборными. Что преподнесет эксплуатация – посмотрим. Осталось только установить раздатку с креплением винтами М4 с внешней стороны. Головки шестигранного ключа хватает, он не цепляет днище. Считаю, что и эта задача была решена удачно.

Валы

Валы и дейдвудные трубы я взял от Aeromarine. Дейдвуды по длине реально получились короткими. В такой компактный размер мне было необходимо впихнуть и герметизацию, и разборную цангу и предохранитель выпадения вала (shaft saver). Тефлоновые вставки извлек для надежности, тем более на такой малой длине валы оказались реально прямыми и вопрос серьёзного трения не беспокоил меня.
В большей степени меня волновал вопрос смазки и её замены. Решение пришло спонтанно. Я использовал два корпуса угловых штуцер ов и вывел силиконовые шланг-питатели, что бы пользователь мог без проблем добавлять шприцем или спреем жидкую смазку с внешней стороны корпуса, не капая при этом внутрь.

Рули и штруты

Обоюдным решением было принято использование прочного и надёжного оборудования от SPEEDMASTER. Стоит отметить, что все компоненты и сменные части навесного железа можно приобрести «в запчастях», включая рули. Фрезерованные из авиационного алюминия поверхности SPEEDMASTERа очень хорошо сохраняют блеск и не требуют полировки. Транцевые плиты SPEEDMASTER, их основное назначение – декоративное. Это пара регулируемых широких прочных плит из листовой нержавейки с уголком.
Компоновочные решения и предварительный монтаж без сверления корпуса я произвёл на двусторонней ленте 3М. Тщательно вымеряя размеры и конфликты, во избежании проблем, десять раз перемерил все компоненты. Только после окончательно примерки были просверлены отверстия в транце. Я использую малые обороты аккумуляторной дрели и очень острые дюймовые сверла BLACK AND DECKER. Выхлоп и части выпускного тракта. Только после окончательной компоновки и монтажа двигателя, бака, раздаточной коробки, начался расчет габаритов шумоглушащей системы. Установку двух резонансных труб с целью получить дополнительную мощность на шоу-лодке мы обоюдно сочли перебором, тем более, глушители по длине ставить было уже некуда.

Решение пришло от коллеги, он дал ссылку на сайт интернет-магазина Modellbau Center Lorenzhttp://www.modellbaucenterlorenz.de в Германии, и там мы нашли красивые глушители мелкосерийного производителя ZIMMERMANN из нержавеющей стали подходящего размера. На входе глушители имеют 20 мм трубы а на выходе 10 мм и смещение оси выпускного патрубка на сторону. Конструкция глушителей сыграла на руку – их можно было поставить рядом, экономя место. Находка сдвоенного выхлопного диффузора со съемными соплами подчеркнула правильность нашего решения и эти детали были заказаны в комплекте.

Монтаж системы глушения был просто удовольствием. Глушители сделаны безупречно, полированный металл только подчеркивал изящнос ть и легкость конструкции. Очень малый вес глушителей (нержавеющая сталь 0,2 мм) позволил уйти от дополнительного крепления их относительно корпуса модели. Оба глушителя заняли своё место вдоль левого борта, они зафиксированы по малой выпускной трубке на анаэробный клей LOCTITE 648, оконечная часть глушителя не нагревается больше 60 градусов и за склеенный узел я спокоен. Обрезки выпускных трубок диаметром 10 мм заняли свое законное место на правой части транца, в имитации счетверенного выхлопа. Теперь, в целом, транцевая часть модели получила очень красивые фрезерованные части и выхлоп в едином стиле, без каких-либо недочётов. Такойкрасивый транец я бы назвал лицом этой модели, хотя его реально не видно на воде. Но мы то знаем где красота прячется.

Радиобокс

Готового бокса, устраивающего меня по качеству для такой модели, нет. Ставить тонкостенную банку из стеклоткани не хотелось. Мы приняли решение сделать бокс «по месту» из фанеры по традиционной технологии. Для такого решения необходимо иметь все компоненты, машинки и бортовое питание. Левая часть, разумеется, была сильно ограничена выхлопом. За то запас по ширине правой части корпу са мы использовали с размахом. В качестве рулевой машинки мы выбрали 14 кг HITEC с карбониловыми шестернями. Бортовое питание – 5000 мАч сборка из банок формата С. Цель установки борта такой ёмкости – максимальное время катания (более 12 часов) без подзарядки. В качестве непременных элементов радиобокса были установлены – ползунковый выключатель FUTABA на герметичной навеске DuBro, индикатор бортового питания. Габаритные размеры бокса были перенесены в компьютер и математическую модель, потом на бумагу. Выкройки вырезаны лобзиком и скальпелем. Расскажу здесь немного о сборке бокса. Сборку фанерных боксов я веду на очень медленной или долгой (NHP 30 минут) смоле с микросферой. Весь бокс всухую собирается на резиновых кольцах, потом отодвигаются части и швы промазываются. После небольшого смачивания швов смолой, я делаю контрольное промазывание кистью или рейкой. Все швы обязаны быть смазаны снаружи и изнутри. Бокс оставляю на ночь. Вечером следующего дня бокс вышкуривается на жестком стапеле шкуркой 120 ед. Все выступы и неровности шипового соединения пластин выравниваются и бокс приобретает очень ровный вид. К получившейся коробке на смоле с микросферой приклеивается первый фланец. После отверждения смолы фланец вышкуривается на плоскости. К фланцу приклеивается обечайка – держатель стекла. Эти два элемента – фланец и обечайка придают боксу очень большую жесткость. Вы можете делать фланец наружу или внутрь, в зависимости от задачи и места. После финального вышкуривания бокса я пропитываю его медленной жидкой смолой и прогреваю смолу феном 5 минут. После отверждения смолы бокс обретает водонепроницаемость, его можно всухую матировать губкой 3М или шкуркой 600 – 800, потом красить любой краской. В нашем случае я покрасил бокс в 4 слоя нитроэмалью с металлик-эффектом MOTIP. Поверхность, которая предназначена для приклейки ленты (крепления стекла) окрашивается дополнительно 2-3 мя слоями.

Сборка

После окраски внутренней поверхности модели нитроэмалью MOTIP я дал высохнуть сутки. Постепенно все узлы заняли свои места и мне осталось лишь добавить теплоотражающий экран – левый борт изнутри не был защищен от тепла глушителя. Я установил на силиконовые полосы PERMATEX 66B рифленый алюминиевый лист. Я использовал готовую рулевую тягу 3 мм с двумя шаровыми наконечниками Du-Bro. Так же установил связь между рулями на таких же наконечниках. Это обеспечит безопасность эксплуатации – рули могут откидываться без опасения перегиба тяги или наконечника. Весьма не простой узел сдвоенных рулей был решен так просто и главное надежно.

Система охлаждения

Несколько слов необходимо сказать об охлаждении. Спарка двигателей поступила с двумя вакуумными помпами WALBRO. Объективно новое решение я увидел у вакуумного привода помп на двигателе – штуцера с карбюраторных проставок выведены вверх и соединены с задроссельным каналом. Раньше мы могли видеть привод вакуума только вниз, штуцер выходил в канал привода насоса карбюратора и постоянно забивался маслом. Новое решение – штуцер вверх мне понравилось и оставалось лишь посмотреть на это в работе. Я уже имел негативный опыт забрасывания вакуумного канала маслом и ждал подвоха от новой системы. Заборники воды установлены на правой половине транца. Всего два заборника. Прямой поток поступает через обратный клапан в рубашку каждого цилиндра, каждый забор питает свой цилиндр. Это сделано для интенсивного охлаждения на ходу. Для охлаждения цилиндров мотора в статике, помпы отбирают через тройники часть воды, каждая из своего канала. За тем помпы подают воду в рубашки цилиндр ов. Сброс воды организован через приёмное устройство. Вы спросите про клапаны. Как раз клапаны не дают сбросить помпам давление по пути наименьшего сопротивления и вода проходит свой полный расчетный путь. Первое испытание показало правильность расчета системы охлаждения.

Вы можете заметить пять сливных штуцеров и это не для красоты. Первый и третий штуцера сбрасывают воду, поступающую естественным напором при движении модели. Пятый штуцер сбрасывает воду с кольца дополнительного охлаждения, кольцо установлено на патрубке первого по ходу цилиндра. (кстати, какой цилиндр более правильно считать первым?) Второй и четвертый штуцера – сброс воды от водяных помп. Они поливают во время стоянки модели с работающим мотором. Модель на холостом ходу стоит на сцеплении и нас не интересуют три из пяти штуцеров.Визуальный контроль охлаждения – притча во языцех. Здесь не должно быть компромиссов.

Стендовые и ходовые испытания

Двигатель модели был совсем немного обкатан на берегу. Для заправки мы использовали бензин 95-й и по рекомендации производителя он был замешан с синтетическим маслом LIQUY MOLY 2T fully synt в пропорции 60 грамм на литр. Карбюраторы – не модифицированные, WALBRO 644, с заслонкой «подсоса». Мы установили карбюраторные иглы на стартовое положение и вперед! Во время первого запуска об наружилась совершенно неожиданная вещь – черные провода глушения нельзя было соединять между собой. Искра у обеих катушек пропал а напрочь. Мы отсоединили провода и мотор сразу ожил. Запуск осуществлялся одним не сильным рывком стартера.

Теперь, если у Вас есть идея построить что-то необычное или появилось вдохновение на оригинальную модель, считаю свою задачу выполненной.