F.A.Q.
Ежедневные вопросы: Как? Что? Сколько?

Выбор бензина

Наши новые друзья, ещё читатели, или вот-вот собирающиеся эксплуатировать бензиновую технику, часто задают вопрос - какой бензин использовать для приготовления топливной смеси?
Это весьма важный вопрос, так как от питания двигателя зависит его "здоровье", а в качестве ответа на него приведём здесь наш уже многолетний опыт, подкреплённый отзывами наших коллег.

Вариант №1

У Вас на модели установлен конвертированный триммерный (косилочный) мотор с наклонённой свечой, или китайский, или тайваньский, или мексиканский, хоть какой - любой конвертированный триммерный двигатель, - рекомендуем ТОЛЬКО 92 бензин. Эта марка имеет наилучшие свойства, служащие долгой и надёжной работе простейших бензиновых двигателей. Лить в них 98-й крайне не рекомендуется.

Вариант №2

У Вас стандартный или модифицированный Zenoah, клон Zenoah, Chang Yong, RCMK, CMB, JG, QUICK DRAW ? - рекомендуется обычный бензин марки 95 и 95 премиум. Можно выбрать лучшие версии из 95 марки - Лукойл "ЭКТО", ТНК "PULSAR", BP "ULTIMATE", SHELL "V-Power". Ваш двигатель будет рад и не огорчит быстрой поломкой. Не рекомендуется мешать для клонов Zenoah бензин с числом 98 и выше.
Для глубоко модифицированных Zenoah и RCMK, помимо 95 и 98 бензина можно использовать спортивный бензин, обогащенный кислородом. Помните о балансе получаемой мощности и ресурсе мотора.





Вариант №3

Вы стали счастливым обладателем спортивного мотора 35 куб. см.? Двигатели CMB 35 и SG Racing 35 ориентированны на лучшие марки топлива - 95, 98 классов премиум и ультра, например, V-Power от Shell. Для регулярной эксплуатации, например, для не ответственных стартов, лучше использовать качественный 95-й. Компания ELF производит специальные бензины с контролируемым качеством и дополнительными присадками. Есть единичные отзывы и они достойны внимания. С другой стороны, известная в спортивном мире марка специальных высокооктановых бензинов (числа 100-118) VP Racing не нашла позитивного отзыва в судомомоделях. Наверное, есть предел.
Мы искренне надеемся, что всё сказанное здесь поможет Вам сделать правильный выбор!

Выбор масла

Это ещё один из самых часто задаваемых вопросов. "Какое масло выбрать, что бы всё было супер?" - Пожалуй, мы слышали его более 100 раз, и его продолжают задавать. Спрашивать продавца в магазине "автозапчастей", скорее всего, бесполезно. У них нет опыта тестирования различных марок и годовых наблюдений, так же как и отзывов по специфическим качествам 2Т масел для малой кубатуры с водяным охлаждением. Вы не встретите в автомагазине опытного владельца бензиновой модели лодки, если Вы не пришли с ним вместе, конечно. Какой у Вас мотор - стандартный или один из самых именитых? Он ещё не обкатан или видал жизнь? Закрытая или открытая модель, жарко или холодно, и так далее - бесконечные "или" и "если". Мы берём на себя ответственность за предложение марки масла для Вашей бензиновой модели, предлагая лишь две:
Полностью синтетическое масло LIQUI MOLY SYNTH 2Т- красного цвета.
Это масло было протестированно на всех стандартных двигателях китайского производства, на серийных и модифицированных Zenoah, включая PRO Mod и HORNET от B.H. Hanson, на полностью модифицированной версии JG, на спортивном 35-куб. от SG Racing и выбрано в качестве основного.

Вот ещё масло, пожалуй, самое популярное среди судомоделистов по количеству отзывов. Оно протестированно на всех серийных моторах Zenoah, так же на стандартных и спортивных RCMK, QUICK DRAW, на модификациях Zenoah от BONZI Sports и CC Racing. Так же один из немногих SG-35 эксплуатируется на нём. Полностью синтетическое масло MOTUL Grand Prix - желтовато-прозрачного цвета. Это высшие по эффективности и соотношению цена/качество, синтетические масла, поступающее в розничную сеть России и стран СНГ. Здесь лишь не упомянуто масло HONDA HP2, не поступающее в свободную продажу. Оно имеет множество рекомендаций от ведущих модификаторов двигателей, включая JG и B.H.Hanson. Упаковки выглядят так:

Смешиваем бензин и масло



Для всех судомодельных двигателей:
- 50...60 грамм на 1 литр - обкатка (требуется, но не более чем 2 литра).
- 50 грамм на 1 литр - регулярная эксплуатация.

Для модифицированных двигателей на базе Zenoah, если нет иных указаний производителя:
- 65...75 грамм на 1 литр бензина

Для глубоко модифицированных двигателей на базе Zenoah: Hornet и Pro Mod -(B.H.Hanson), CC Racing BEAST:
- 75 грамм на 1 литр бензина - обкатка (фактически не требуется) и регулярная эксплуатация.

Для двигателей со стальной гильзой: JG, Quick Draw:
- 80 грамм на 1 литр бензина - и обкатка, и регулярная эксплуатация.

Рекомендуется замешивать топливо в количестве, достаточном для одного дня запуска модели. Хранить бензин на балконе и готовое смешанное топливо месяцами можно, но не желательно. Постарайтесь не хранить малые количества бензина или смеси. Чем больше воздуха в бутылке или канистре, тем хуже.
Для приготовления смеси удобно использовать прозрачные ПЭТ бутылки ёмкостью 2 - 2,25 литра из под чистой воды. Прозрачная тара позволяет увидеть соринки и включения в топливе, если они попадут. Так же эти бутыли герметично закрываются и не боятся дождя, пыли, падения в воду и др. Что бы замешать, например, 2 литра смеси, то нужно не до верха наполнить ПЭТ бутылку бензином и внести требуемое количество масла чистым большим шприцем или мерным стаканчиком. После этого пробку ёмкости закрывают и энергично встряхивают несколько раз.
Всё, смесь готова. Для замера объёма масла очень удобно использовать баночку для анализов, она имеет деления в мл. и закрывается крышкой от мусора.

Сушим двигатель после переворота модели

Здесь описывается процесс сушки и повторного запуска бензинового двигателя после притопления или переворота модели. После притопления или переворота модели, когда она находилась некоторое время в воде вверх днищем делаем так:
- Сливаем всю воду из корпуса, сняв капот.
- Внимательно смотрим, ничего ли не отвалилось крупного.
Бывает, что трескается алюминий, он очень не любит мгновенных перепадов температуры. Двигатели Zenoah не страдают подобными проблемами, но иногда двигатели других марок теряют части цилиндра в зоне выхлопного окна.
- Выкручиваем свечу. Внимательно смотрим на неё. если она сухая, то это здорово, но чаще всего свеча мокрая. Стряхиваем резким движением воду, обдуваем её пару раз. Если на изоляторе и боковом электроде свечи остались мелкие испарения воды – это не проблема. Греть зажигалкой или пропановой лампой не стоит.
- Стараясь держать модель горизонтально, переворачиваем мотор цилиндром вниз, свеча снята, дергаем стартер на полный вылет шнура, но не быстро! 5-10 раз.

- Наклоняем двигатель выхлопным окном вниз и несколько раз дергаем стартер. В это время обычно из трубы выливается немного воды.

- Теперь ставим модель на подставку, в нормальном положении.

- Прикрывая на 95% большим пальцем руки свечное отверстие, резко дергаем стартер не менее 10 раз, в это время из свечного отверстия вырываются пары и капли воды в виде водно-масляного тумана. Это важный момент, так остатки воды из кривошипной камеры покидают двигатель.

- Убирать модель на хранение после такой не оконченной процедуры ещё нельзя. Шатунные и картерные подшипники удерживают воду. Требуется досушить двигатель изнутри и смазать.

- Уже подсушенную за время всех манипуляций свечу, вворачиваем на место с обычным усилием.

- Проверяем наличие топлива в шланге и подкачиваем при необходимости мембранную полость карбюратора. Производим обычный запуск двигателя, количество рывков может отличаться на количество вдвое больше обычного.

- Заведенный мотор разгоняем рывками основной заслонки, 3-5 раз примерно до половины полного открытия, 1-2 раза до полной. Рывки длительностью НЕ БОЛЕЕ 1-2х секунд!

- Подобная техника использования пиковых оборотов сбрасывает воду с внутренних частей мотора и смазывает части топливо-маслянной смесью.

- Перед хранением или длительной транспортировкой в жаркое время года рекомендуется снять свечу, сделать 2-3 распыления лёгкой смазки WD40, LM40, или любой синтетики в цилиндр.

- Никогда не забывайте о шатунных подшипниках, они по своей конструкции не могут быть напрямую смазаны и защищены распылением масла из баллончика. Они получают смазку при работе двигателя, из смеси бензина с маслом. Качество масла должно быть максимально высоким для долгой службы двигателя и отдачи спортивных нагрузок.

- Рекомендуемые двухтактные масла смотрите в разделе масел.

Смазка гибкого вала

Гибкие валы на судомоделях необходимо смазывать от коррозии и для снижения трения.
В большей степени смазка обеспечивает защиту вала от коррозии, так как латунные или тефлоновые направляющие дейдвуда обеспечивают низкофрикционное скольжение вала.
Гибкие валы состоят из сочетания навитых в разные стороны стальных нитей. Обычно это четыре слоя оплётки из подкаленной проволоки. Вода попадает внутрь плетения вала и стремиться задержаться там, развивая коррозию. Коррозия повреждает проволоку и она становится хрупкой, на поверхности вала появляются следы эррозии. Внешне совершенно сухой вал может быть влажным внутри. С этой опасной влагой следует бороться жидкими смазками и маслами.
Для снижения трения и устранения износа вала в течении дня заездов - достаточно один раз нанести густую смазку, а по окончанию дня заездов, снять вал с модели, сильно стряхнуть, пролить влаговытесняющей смазкой и протереть салфетой. Для собственного спокойствия можно повторно распылить лёгкое масло - WD40, LM40.

Для спортивных моделей вопрос смазки вала может быть решён несколькими способами, в основе которых лежит один принцип - регулярная и надёжная смазка, обеспечивающая максимальную живучесть вала модели и протовостояние задирам на высоких оборотах. Смазка может быть густая или жидкая, вноситься самотёком или шприцеванием.

Выбор смазки

Более чем за пять лет опыта эксплуатации судомоделей с гибкими валами мы собрали несколько наиболее эффективных и проверенных в работе густых (пластичных) смазок:
- MOBIL XHP 222
- LIQUI MOLY SCHMIERFIX
- CASTROL LMX

Это водостойкие, пластичные смазки высшего качества на литиевой основе. Их достаточно наносить один раз в день и стирать по окончанию дня заездов.

Среди жидких смазок (в основном для спортивного применения) можно обозначить несколько основных используемых типов. В основе лежит общий смысл - не дорогой, постоянно расходуемый жидкий продукт с умеренными смазывающими свойствами:
- ATF, DEXTRON 1,2 - масло для автоматической транмиссии, любой марки (фото ниже)
- 20W40 - моторное масло (для жаркого времени сезона)
- 10W40 - моторное масло (регулярное)
- 2Т - синтетическое моторное масло (жидкое, дорогое масло двигателя)

Для удобства наполнения расходного бачка часто выбирают упаковку масла с длинным дозатором.
Такими дозаторами оборудованны практически все ёмкости с ATF DEXTRON II DEXTRON III.
При использовании такого активного масла следует помнить, что оно сильно загрязняет пространство модели, плохо смывается и может испачкать при перевозке автотранспорт.

Защита гребного винта от поломки

Простое кольцо из силиконового шланга способно предотвратить серьёзные деформации гребного винта.
Гребной винт при работе толкает модель с усилием и шлицевой выступ на приводной муфте постоянно находится в зацеплении. Однако, во время удара, винт приостанавливается за счёт упругой деформации вала и лопастей самого винта. Этого весьма короткого отрезка времени достаточно для того, что бы винт вышел из зацепления шлицевой муфты и провернулся.
Силиконовое кольцо должно быть не менее 6-8мм в длину. После монтажа кольца проверьте лёгкость сдвига шлицев. Устраните возможный натяг и закусывание в шлицах.
Во избежание коррозии узла и появления окислов бронзы смажьте жесткий конец вала, ступицу винта и место под силиконом.
Безопасных вам запусков!

Проверяем свечу и качество смеси

Цвет нагара и вообще электрода свечи является отражением правильной настройки карбюратора.
Любая искровая свеча рассчитывается на определённую тепловую нагрузку, причём она самоочищается в процессе работы. Если процесс самоочистки (обгорания) нарушить, например, избыточным количеством топлива в топливной смеси, сажа и нагар будут осаждаться на центральном электроде.
С применением синтетических масел определение цвета электрода становится немного затруднительным, однако, при чрезмерном количестве бензина в смеси отражается в виде сажи.
Если смесь бедная, и смесь имеет пониженное количество бензина, возможен перегрев свечи и обгорание электродов. Это негативный фактор может привести к перегоранию и поломке бокового электрода, что неизбежно приведет к аварии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ НАШ СПРАВОЧНИК

Проверяем бортовую электронику

Бортовой аккумулятор

Безопасность на воде начинается с бортового питания, именно исправный и правильно эксплуатируемый бортовой аккумулятор даёт уверенность и безопасность эксплуатации серьёзной и дорогой модели.
Если вы начинаете активную одиночную эксплуатацию судомодели или групповые заезды при переменных погодных условиях, то рано или поздно, ваша модель окажется в воде, с затопленным радио-отсеком. Через уплотнения, через крышку или пробку, вода находит себе путь, и, в итоге, попадает на электронные части аппаратуры, аккумулятор.
Впитывающие элементы могут вобрать в себя ограниченное количество воды, но если её слишком много, вам придётся разбирать бокс и сушить все его компоненты. Спешка и небрежность в этом деле НЕДОПУСТИМА!

Предотвращение конденсата и ржавления

Первое правило для защиты радиобокса от попавшей воды - это укладывание быстровпитывающей туалетной бумаги хорошего качества. двух или трёхслойная бумага имеет высшую гигроскопичность и мгновенно впитывает максимальный объем воды. Это может быть капля, попавшая через уплотнитель тяги, а может быть, это и тонкая струйка воды, проникающая через трещину или неплотность крышки. Используйте именно бумагу. Не тампоны, и не прокладки. Они служат для длительного впитывания, а не мгновенного. Бумажные валики следует поместить между сервомашинками, под выключателем, по периметру крышки, так же хорошо разместить специальные валики у батареи, и уплотнителей тяг. Приёмник модели желательно разместить примерно в центре бокса, это даст ему максимум шансов выжить про протечке. Так же можно прикрепить приёмник к верхней крышке.

Конденсат в батарее

Избежать проблем с выступанием конденсата изнутри термоусадочной плёнки батареи и ржавления соединительных перемычек, выводов аккумуляторной сборки, да и самих банок, можно.
В качестве профилактики проблем, ещё на стадии выбора батареи, желательно выбирать прозрачную наружную плёнку, и (или) нанести аккуратную перфорацию между элементами.

Для прокола рекомендуется использовать нагретую иглу.

Аккуратно заряжайте Ni-Mh батарею!
Рекомендуем использовать малые токи в 100 и 200 мА для длительного заряда (10-16 часов и более).

Все "скоростные" зарядки током 1 А обычно заканчиваются отказами питания.

Холодные и севшие батареи быстро "запираются" при больших токах и автоматические зарядники выдают сигнал "якобы" 100% заряда. На самом деле это автоматика зарядника не понимает остановки прироста заряда батареи и выключает режим заряда. Так же быстро, незаряженная батарея отдаст свой очень малый заряд, и ваша модель, в лучшем случае, начнёт неприятно дурить и встанет.

НИКОГДА не торопитесь с зарядкой. Отказ питания на воде равносилен аварии.