Самостоятельная постройка модели с триммерным мотором (2004-2005 г)

Подробнее о постройке

Эта история началась в 2004 году.

Было решено построить "от и до" модель - крупномер с полупогруженным винтом, оффшорного класса. Имеющиеся у меня модели с нитродвигателями ни в какой мере не могли удовлетворить возросшие потребности в отношении зрелищности, размера корпуса, плавности хода модели, низкой шумности и, самое главное, надежности.

Бензиновый судомодельный двигатель уровня Zenoah в Москве еще не продавался в тот год, и строить модель не имея двигателя было бы абсурдно. Таким образом, мой первый двигатель объемом 25 куб.см был подобран заранее, в 2004 году, это была головка от бензотриммера Homelite. В мое распоряжение попала поистине уникальная вещь - двигатель в оригинальной заводской RETAIL-консервации 1992 года, двигатель, полностью произведенный в США. Дело в том, что компания Homelite Inc. была распродана позже, в 1996 году RYOBI (Япония) и вторая часть, сохранив торговое название, получила постоянное место прописки в Испании. Так, полностью американское производство Homelite, с его легендарной надежностью, неформально прекратило свое существование.
Сейчас можно встретить на рынке мототриммеры с именитой красной отделкой - но это не тот Homelite, поверьте на слово.

Проект и Корпус

Вдохновение и мотивы, основные обводы корпуса и его габариты дали несколько серийных моделей американского производства - ENFORSER, Man-o-War 55 от Warehouse Hobbies и Challenger от Aeromarine Laminates. Эти модели имеют выверенный практикой угол килеватости на транце - 18 градусов. По журнальным статьям и картинкам из каталога Aeromarine были сняты мерки и масштабно перенесены на бумагу, позже по этим данным была построена объемная матмодель в программе AutoCad 2004. Программа CARENE дает математический раскрой всех деталей, важно было лишь грамотно занести те цифры, коротые я хотел бы получить на готовом корпусе. Гибкость программы н столько удивительна, что позволила мне рассчитать и вычертить идеальные лекала. Несколько слов хотелось сказать об этапе проектирования.

CARENE

Все графические данные из программы CARENE в формате ACAD .DWG были перенесены в Автокад для постройки "объемной" модели корпуса. В тот год под напором желания качественно спроектировать модель мечты я освоил более продвинутую программу для твёрдотельного проектирования СолидВоркс. Её поразительные возможности в отличие от Автокада позволяют очень быстро и наглядно проектировать, моментально получая готовые сборки и виды. Имея в руках готовый двигатель, я создал его матмодель (картинку можно увидеть ниже) и cпроектировал размещение и компоновку на уже готовой матмодели днища лодки. Рядом с мотором уже заняла место компоновка радиобокса, спроектированная в виде сборки из готовых модулей - частей - машинок, питания, приёмника. Таким образом я параллельно получил выкройки для бокса. Это просто чудо!

Все матмодели частей сборки я сохранил и вы можете ими воспользоваться, так как они имеют один формат .swprt. Дело от матмодели и бумаги пошло дальше - виртуальные лекала были перенесены сначала на бумагу и затем на фанеру 2,5 мм. Далее, я сшил лодку на нержавеющей проволоке и понял, что же в итоге я получил.
Борт корпуса имеет две поверхности, скуловая линия с изломом потребовала две дополнительные детали. Это, бесспорно, трудно было выполнить, но красивый эффект был получен в итоге, стало видно, что борт аккуратный, не рубленный. Прихватка всех элементов выкроек из фанеры производилась на быстром цианакрилатном клее "Момент профи", такой способ позволил имея всего пару рук в арсенале собрать ровно и четко всю конструкцию болвана. Позже, на подсобранный болван были приклеены рейки - оформители реданов. Рейки - сосновые, прочные, треугольного сечения, из "ОБИ". Матрица как и последующая выклейка из стеклоткани 230 мкм чешского производства, смола эпоксидная ЭДП (Дзержинского химзавода).

Двигатель

Ко времени монтажа двигателя он уже был собран в силовую установку, двигатель сохранил воздушное охлаждение и получил ряд модификаций - переделанный глушитель, облегчение кожуха и доработку носовой части - спиливание излишков кожуха для удобства монтажа подвески. Отрадный факт - на моторе уже стояло несъемное сцепление. Модель такого габарита ловить у берега не прилично, в принципе, и сцепление ей подходит как нельзя лучше. Моторама была изготовлена из качественного немецкого дюралевого уголка из того же "ОБИ" с толщиной стенки 2 мм. Амортизационные подушки, резиновые, модельные AVA, были куплены на Prestwich Models у Дейва Марлиса вместе с резиновым кантом для отделки фланца корпуса. Идея упрятать клеевой стык под такой красивый кант уже давно грела нежным теплом мои самые лучшие ожидания.

Палуба

Палуба модели строилась после завершения строительства всего днища с установкой мотора. Ни что так хорошо не помогает творчеству, как почти готовая к запуску "нижняя" часть бензохода.
Болван палубы был склеен и выструган из экструдированного пенополистирола "Стюродур", на фото представлены все основные этапы строительства алебастровой матрицы так же. Для штучного производства я счел такой способ весьма оправданным, тем более, он весьма безопасен и нетоксичен для домашнего строительства. Палуба, так же как и днище модели, была выклеена с гелевым белым слоем. Гель на основе эпоксидной смолы, аэосила, белого пигмента Ti2O Hombitan и микросферы в два слоя наносилась на поверхность матрицы. После половинного отверждения геля накладывалась стеклоткань 230 мкм чешского производства. Два слоя стеклоткани давали весьма приличную жесткость при отлично низком весе. Подробные этапы я запечатлел на фото для истории, и теперь наш читатель может сидя в мягком кресле и попивая чай за монитором, смотреть за тем, как другой человек, до жутких болей в спине часами склонялся над матрицей в поисках пузырьков в гелевом слое или случайно выпавшем волосе из кисти. Сейчас это звучит иронично, конечно... Я отчасти пишу эти строки для тех, кто хочет самостоятельно построить модель - коллеги, запаситесь терпением и Ваши труды будут вознаграждены сторицей.

Испытания

Ну, теперь самое приятное - Первая вода. Это состоялось 25 августа 2005 года. Модель была привезена в парк Сокольники, после непродолжительного согласования возможности запуска судомодели с отдыхающими, я начал нехитрое приготовление.
Двигатель был обкатан на берегу, на холостых оборотах в течение получаса. Температура головки цилиндра контролировалась постоянно, но после первых 15 минут стало ясно, что родного вентилятора обдува мотоголовке хватает с запасом. Обкатка проводилась с включенным радио для возможности выявления возможных помех еще на берегу. Оказалось, что никаким образом аппаратура не реагировала на работающий двигатель, хотя ни о каком экранировании высоковольного провода не шло и речи. Убедившись в легкости управления двигателем и отсутсвии каких-либо закусываний тяг управления газом, было решено перейти к водным процедурам.
Это реально была первая вода корпуса и меня сразу приятно удивила мизерная осадка такого реально большого монстра. Осадка составила 25-30 мм по вертикали транца, борта едва находились на ватерлинии и замывались только ближе к транцу. В состоянии эйфории я снова завел остывший мотор одним рывком стартера, поставил модель на воду, и, погрев считаные секунды мотор, поднялся с передатчиком на берег и дал сразу полный. Реакция мотора была прекрасной - он подхватил мой импульс и модель пошла именно так, как я её представлял долгими вечерами строительства. Это небольшое приседание корпуса на транце, подъем носа и ощутимый прием с места. Что сказать, это удивительно приятное чувство...